Каждый человек имеет собственное мнение, которое может не совпадать с жизненными понятиями и принципами окружающих. Именно поэтому людям приходится периодически слышать замечания и упреки в свой адрес. Важно научиться различать конструктивную и деструктивную критику и правильно на нее реагировать. В статье рассказано о том, как воспринимать критику в свой адрес адекватно и безболезненно.

Конструктивная и деструктивная критика

Конструктивная и деструктивная критика имеют разную подачу информации и конечные цели. Научившись их различать, человек с легкостью сможет фильтровать замечания в свой адрес и понимать, к чему стоит прислушаться, а на что лучше не обращать внимания.

Конструктивная критика представляет собой дельные советы и замечания. Человек, дает ее из добрых побуждений, пытается помочь и подсказать, как лучше сделать. При этом нет цели унизить или оскорбить, возвысить себя за счет другого. 

Конструктивная критика имеет следующие отличительные черты:

  • Объективность. Человек высказывает мнение по поводу той или иной ситуации, при этом он оценивает ее непредвзято, не имея каких-либо корыстных побуждений;
  • Деликатность. Критика преподносится в корректной форме без оскорблений и повышенных тонов. На недостатки указывают мягко и вежливо;
  • Аргументированность. Конструктивная критика подразумевает четкое обоснование своей позиции и приведение весомых доводов в ее пользу;
  • Личный опыт. Критикующий доказывает, что он отлично разбирается в деле, подкрепляя это примерами из собственной жизни;
  • Нет перехода на личности. Критикуется не сам человек, а его действия или поступки. Люди сохраняют взаимное уважение и не опускаются до необоснованных оскорблений в адрес друг друга.

В целом, конструктивная критика представляет собой дельные советы, к которым стоит прислушаться и взять их на заметку. Она является отличным мотиватором к самосовершенствованию и развитию.

Деструктивная критика — это необоснованные замечания и упреки, высказанные в резкой форме. Их цель — унизить и оскорбить человека, вывести его на конфликт и негативные эмоции.

Людьми, которые высказывают деструктивную критику, обычно движет зависть, корыстные интересы или желание манипулировать человеком. Ни о какой помощи в этом случае не может быть и речи. Деструктивной критике присущи голословные обвинения, необъективность переход на личные качества и внешность. Все замечания высказываются грубо и бестактно зачастую с использованием ненормативной лексики.

Таким образом, отличить конструктивную и деструктивную критику довольно просто. Важно научиться правильно реагировать на каждую из них. 

Как правильно воспринимать критику в свой адрес

Изначально у человека на любую критику появляется защитная реакция. Некоторые начинают оправдываться, другие спорить с оппонентом и пытаться его переубедить, у кого-то критика сразу же вызывает страх или слезы или, наоборот, гнев и раздражение. Однако подобная реакция не всегда уместна. Зная, как правильно воспринимать критику в свой адрес, человек научится использовать ее в целях самосовершенствования и, в то же время, не позволит унижать свою честь и достоинство.

Для начала нужно понять, с какой критикой вы столкнулись: конструктивной или деструктивной. В первом случае советы, как правильно воспринимать критику в свой адрес, сводятся к следующему:

  • Сдерживайте эмоции по отношению к критикующему. Даже если вас раздражают любые советы и нравоучения, не показывайте этого человеку. Дайте ему высказать свою позицию;
  • Поблагодарите оппонента за советы и пообещайте подумать над ними. Даже когда ваше мнение кардинально не совпадает с мнением критикующего, не стоит эмоционально реагировать на это и доказывать обратное;
  • Попытайтесь взять для себя из критики что-то полезное, проанализируйте все советы и сделайте выводы;
  • Если оказалось, что собеседник прав, это не должно стать ударом по самооценке. Примите тот факт, что люди в течение всей жизни набираются опыта и учатся чему-то новому.

Реакция на деструктивную критику должна быть совсем другой. Прежде всего нужно запомнить, что ни в коем случае нельзя показывать оппоненту свои эмоции, будь то ярость или отчаяние. Самый лучший вариант — сохранять спокойствие и делать вид, что вам абсолютно все равно на услышанное в свой адрес. Безразличие — это худший враг для тех, кто намеренно пытается вывести вас на эмоции. 

Однако деструктивную критику не стоит оставлять без внимания. После того, как вы немного остынете и успокоитесь, обязательно проанализируйте причины такого поведения человека. Если это исключительно личная неприязнь, не принимайте услышанное близко к сердцу. Однако хорошо подумайте, может быть где-то вы все же допустили ошибку, и критика не совсем беспочвенна.

Самый главный совет: когда критика идет от одного человека, ее можно не заметить, но если несколько людей твердят вам об одном и том же, стоит серьезно задуматься и проанализировать свое поведение и поступки.

Работа над собой, в том числе над умением слушать и слышать советы, может быть достаточно долгой. Однако этот навык несомненно пригодится в жизни, так как воспринимать критику в свой адрес адекватно и безболезненно необходимо для развития личностных и деловых качеств. 

Смотрите нас на YOUTUBE
Автор: Ольга Васильева.
Фото: Instagram, StarTikTok, YouTube.
Если Вы являетесь автором одного из фото и не согласны с его публикацией — обратитесь в администрацию и мы исправим ошибку.
Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Лариса
Лариса
6 месяцев назад

надо следить за своим поведением